Речь идет не о психопатологических симптомах, принятых в наркологии, а о тех особенностях личности , которые человек приобретает в результате длительного злоупотребления алкоголем. Понятно, что для тех или иных людей формируются те или иные психологические особенности.
Когда начинаешь работать с пациентом для психотерапевта или психолога очень важно знать какие изменения необходимо провести с данным человеком. Практика психотерапевтической работы показывает, что пациенты с А.З. очень скудны на свои жалобы. Наиболее частым и единственным заявлением является желание бросить пить.
Часто пациенты говорят о внешних факторах, способствующих прогрессированию процесса алкоголизации и умалчивают о тех о тех психологических особенностях своей личности, которые способствуют уходу в запой. И тем более о своих ПО, которые сформировались в результате длительного употребления алкоголя. Это связано с тем, что психологические изменения личности формируются постепенно, медленно и становятся настолько естесственными, что не осознаются.
В своей книге «Психология и психотерапия А.З.» я назвал эти изменения базовыми предположениями. Формирование Б.П. начинаются задолго до первого опыта употребления алкоголя, в детстве, когда ребенок видит как взрослые принимают его.
Формируется желание приема алкоголя по праздникам (это признак врослости), а позднее как способ расслабиться и многое другое. Как только наступает похмельный синдром при очередном употреблении алкоголя человек сталкивается с первой психологической проблемой «раздвоение желаний».
- С одной стороны пациент понимает, что употребление алкоголя вновь приведет к запою, с другой он желает получить для себя нечто важное, что давал ему алкоголь (снять стресс, приобрести уверенность, раскрепощение и многое другое). Это "«раздвоение"» мы называем диалогом двух частей личности. Отличие этой психологической особенности у людей с АЗ заключается в том, что оно добровольно приводит человека к болезненному состоянию. В шизофреническом процессе раздвоение личноти не добровольно и оно носит психопатологический характер. У людей с АЗ небходимо проводить работу, приводящую к некому стойкому желанию отказа от алкоголя. К примеру, кодирование – это категоричное запрещение употребления алкоголя под страхом смерти или болезней. Хотя можно добиваться того результата, но другими не директивными способами.
- Второй психологической особенностью является изменение конгруэнтности высказывания своих желаний. Когда человек заявляет что какое – либо действие приносит приносит ему страдание и отказывается его совершать – это конгруэнтно с его желанием. Если человек говорит о желании отказаться от алкоголя, потому,что это приносит ему страдания в виде похмельного синдрома, но в тоже время вновь начинает принимать его, то это не конгруэнтно. Примером неконгруэнтности желаний может служить высказывание человека о том, как ему неприятен алкоголь и одновременная улыбка на его лице.
- «Застревание в прошлом». Рассказывая о настоящем опыте регулярного запоя он вновь и вновь возвращается к прошлому опыту и говорит, что может пить без запоев. Когда уточняешь когда это было в последний раз, пациент уходит в транс и называет дату несколькими годами раньше. И хотя прошло несколько лет его сознание думает, что ничего не изменилось.
- Выраженная созависимость от окружающих людей: принадлежность к мужскому братству и т. п.; гипертрофированное чувство вины.
- Направленность устремлений чаще всего вновь ориентирована на прошлое. «Я хочу не пить» «Я не хочу запоев». Движение мышления направлено уйти ОТ чего – либо, вместо того, что бы прийти К чему – либо. Учитывая эту психологическую особенность необходимо направлять движение пациента К желаемому результату, сформулированному позитивно.
- Жизнь вне времени. Во время запоя время искажается, часто они не помнят, что происходило с ними, либо помнят только то, что происходило только с ними. Внешне события происходят «как в тумане» и для них существуют только короткие, светлые дни между запоями.
- Психологической особеностью является стратегия реагирования на алкоголь.